Советы опытной мамы. Как привить подростку самостоятельность.

No items found.

Сейчас психологи бьют тревогу: дети не самостоятельны. Мамы водят их за ручку. Даже на работу устраиваться молодой человек или девушка идут с мамой. И — да, работодатель отказывает, потому что к этому возрасту уже пора обзавестись ответственностью и умением самостоятельно действовать и принимать решения.

Раньше мы взрослели в пионерских лагерях. Но мой сын в лагерь ездил только раз. Не любит и не хочет. Я тоже не любила. Но приходилось терпеть. Его не заставляла, раз упирается.

Один в городе.

Мамы боятся отпускать детей: а вдруг что случится?

Я и сама такая мамаша. У меня тоже сидит в голове несколько пугающих историй. И я тоже, бывает, тревожусь. Но я делаю над собой волевое усилие. Я подавляю тревогу. Я говорю себе: «Все будет прекрасно. Все уже прекрасно!» Я всегда помню, что «мать-банный лист» дико бесит подростка. И я таким листом не буду! Парень взрослеет, и я даю ему свободу. Даю ему право и возможность взрослеть. Да, я прошу, чтобы он звонил или присылал смс, когда вечером не дома. И он присылает. И извиняется, если забыл.

Сейчас ему 17. И он вполне самостоятельный. И я вообще не парюсь на эту тему. Я не хожу слушать вебинары о самостоятельности подростка, потому что эта проблема у нас, слава богу, решена. И я поделюсь лайфхаками, как я этого добилась.

Вся эта статья — не выгул «белого пальто», что я, мол, такая-растакая гениальная мать. И сын у меня гениальный. Неееет! Это выдох с облегчением мамаши, которая дорастила своего красавца до того возраста, когда подростковый идиотизм закончился, и стало понятно, что получился нормальный человек. Слава богу! А я-то думала, что я как мать облажалась совершенно. И ничего путного из меня в качестве матери не вышло. И из него — в качестве человека. Ан нет, все же путное вышло. Фууух!

Так вот, про самостоятельность.

Я его отпускала.

Наверное, мне это было проще — я передвигаюсь на инвалидной коляске и не все могу сделать сама.

И поэтому, когда я сидела в машине за рулем, он шел без меня в магазин и покупал то, что необходимо. (Потому что вылезать на коляску и потом залезать обратно — сложно. И ему пришлось бы доставать коляску из багажника, грузить потом.)

Однажды, когда ему было лет 10, я в жару отправила его купить мне воды. Он долго-долго бродил по магазину, купил себе конфет, а мне воду — забыл! Когда был постарше, выронил из кармана пятитысячную купюру. Потерял. Выяснил это только на кассе. И за то, и за другое ему попало. (Я уже слышу возмущенный хор, поющий про моральную травму, которую я ему нанесла. Мы так боимся огорчить наших малюточек! Так берем вину и ответственность на себя! Поэтому они и остаются малюточками, когда уже жениться пора.)

Кстати, он знает коды от всех моих карточек. И я точно знаю, что без спросу никогда ничего не потратит. Доверие — это главное. Потому что мы одна команда. Это важно. И это я повторяла ему не раз.

В 14 лет он получал паспорт. Это серьезное дело. Да, я могла с ним доехать до МФЦ. Там есть пандус и все удобно. И если бы без меня — никак, я бы приехала. Но он пошел один и справился один. Поэтому сейчас, когда потребовалось оформить СНИЛС, он просто пошел и оформил. Я — вообще не при делах.

Сам одевается.

В смысле — выбирает, что купить и что надеть. И у него хороший вкус. Ни разу он не оделся как-то по-идиотски. Я даже удивляюсь, как это удалось. Конечно, лет до 15 мы выбирали вместе. А теперь я могу выдохнуть.

Кстати, я не навязывала. Знала, если куплю то, что мне нравится, а ему — нет, все равно носить не будет. Выброшенные деньги.

Суп из топора.

Я работаю дома. Работаю много и напряженно. (Веду уроки по скайпу, пишу книги и статьи. Готовлю их к печати — а это многосерийные переговоры с издателями, художниками, дизайнерами, помощь в подготовке открыток, обложек, картинок, вычитывание текста. Еще — рисую иллюстрации. Бесконечно учусь. Каждый день — вебинары и практические занятия. И слушаю, и провожу.) Короче, заниматься хозяйством мне не очень есть когда. И я не запариваюсь. И покупаю такие продукты, которые легко готовить.

Сын иногда просит:

⁃ Приготовь что-нибудь.

⁃ Хорошо, - говорю, - поставь пока воду. Ага, соль насыпь. Я пока руки помою. И вот эту специю. Вот это добавь, ага, и вот то.

Короче, пока я там мою руки, что-то еще делаю, он уже налил, насыпал, добавил, размешал... Мое вмешательство действием не потребовалось. Суп из топора готов. С меня — методическое руководство. А он — научился! И может сам.

Вчера так готовил фрикадельки. И полбу. Полбу! Я это слово встречала только в «Сказке о попе и о работнике его Балде»! Где он ее взял? Не знаю. Сварил. Ну, для гарнира — норм. А фрикадельки (готовые, конечно) хотел на меня свалить! Но я вчера поганенько себя чувствовала. Сказала:

⁃ Добавь к ним кетчупа и воды.

⁃ Кетчупа нет, есть специя, - сказал он. - На что поставить мультиварку?

⁃ На тушение поставь.

⁃ Ну и вот. Фрикадельки готовы. Островаты, конечно. Не рассчитал специю. Она — огненная. Но с безвкусной полбой — вполне!

⁃ Мама, попробуй обязательно! - горд собой. И ужин есть.

Один — в чужом городе.

Были случаи за границей, когда он меня выбешивал и уходил в отель один. Или я его посылала одного.

Чтобы было понятно — пример. Мы в морском круизе. Сыну 12, кажется. Лайнер приплыл рано утром в испанский город. Вышли, идем. Сначала — по набережной, потом по улице к центру. Я еду на электрической коляске, он идет рядом. Дорога трясучая, вымощенная булыжниками. Такая дорога для колясочника — сущий кошмар, вытрясла все внутренности. И вот мы добираемся до сносного тротуара, идем по нему. Впереди — цветущие деревья, розовые, белые, все усыпанные соцветиями. Я наконец выдыхаю и двигаюсь к ним.

На этом месте моего подростка накрывает гормональный бум. Магазины еще закрыты, гулять ему надоело, он требует вернуться на корабль. Скандалит посреди улицы. Вот что бы вы сделали на моем месте? Я сама злюсь и рыдаю. Но возвращаться обратно по трясучей дороге от цветущих деревьев, когда впереди еще 4 часа пребывания в городе!..

⁃ Так, - говорю я, - вот дорога до моря, а дальше направо по набережной — до самого корабля. Вперед! Я возвращаться не буду, хоть тресни.

⁃ Я заблужусь!

⁃ Где ты там заблудишься? Здесь — прямо. И — вдоль моря. Лайнер огромный, мимо не пройдешь. Все! Иди.

Ну, ничего, пошел. Я порыдала еще немного и отправилась гулять. Сориентировалась в улочках, вышла к морю другой дорогой. Купила местных пирогов, вызвонила его, он пришел, мы еще успели вместе погулять.

Такие истории случались и потом, когда — вожжа под хвост, моча вместе с горшком — в голову. С гормональными бурями подростка справляться... Вот, думаю, какое слово подобрать для статьи, чтобы поприличнее... Короче, кто пережил и выжил, меня поймет. Обнимемся. Кому это только предстоит, осуждайте меня сколько хотите. Когда-нибудь, вы скажете: «А, она вот про это?.. Блиииин!»

Слава богу, теперь уже лучше — пережили и это. Предвижу возмущенный хор: «Не мать, а ехидна! А если бы заблудился?». Я точно знала, что он хорошо ориентируется. Я такая же. Я так же нахожу дорогу домой в чужом городе.

И в общем — мы в равных условиях. Я одна, на инвалидной коляске. В незнакомом городе, в незнакомой стране. И я добиралась. И находилась. И он тоже добирался. И находился.

Поэтому я знала, что он справится. Я была в нем уверена. И я знала, что он сможет спросить дорогу, если надо. Ну, или мне позвонить.

Когда человек учится находить решение в незнакомой ситуации и решать задачи, это круто. И он взрослеет.

Но этот лайфхак не для всех. И не для маленьких детей, разумеется.

Противоборство с Танком.

У сына в 9 классе был конфликт с математичкой в школе. Я сама преподаю всю жизнь. И учителя — мне коллеги. Но эта — такой совковый танк. Единственный способ взаимодействия — подавление. А мой парень такой, что его не продавишь. Мне не удалось ни разу. Они с математичкой нашли друг друга — похожи по характеру. Она заваливала его двойками. А он злился, и утверждал, что математика ему не пригодится.

У него было, на самом деле, запущено — были проблемы в предыдущем классе. Но за репетиторством мы к Танку не обращались. Я позвонила учительнице, которая меня в школе учила. А Танк даже разговаривать со мной не стала. Я приехала зимой, по снегу, на коляске, а она просто не пришла на встречу.

Получилось так, что сыну этот конфликт пришлось разруливать самому. Да, я держала руку на пульсе. Да, я перезванивалась с классной руководительницей. Да, я уже подготовила и проговорила с ней все мои последующие шаги, начиная с завуча и директора, продолжая Департаментом образования и заканчивая прессой и телевидением.

И все-таки там, в школе, сын вел переговоры сам. Битва титанов развивалась. Учителя замерли в ожидании. У сына были двойки за два триместра. Танк не допускала его до экзамена. Я, зная своего ребенка и его мозги, была уверена, что за два раза в неделю репетитор за год ему что-то вложила. Хоть на 3.

В результате его аттестовала и допустила до экзаменов завуч, тоже математик. Танк бесилась и крушила школьное здание, а сын сдавал ОГЭ.

Одного балла ему не хватило до пятерки! До пятерки, Карл! Ликовали все.

И это была его победа. Да, и я, и репетитор, и классная, и завуч — все помогли. Да, без нас бы он не справился. И все-таки это его победа. Именно так люди и взрослеют.

Я в таких случаях вспоминаю слова Елены Рерих, которые стали девизом моей жизни: «Благословенны препятствия, ибо ими растем».

Вот, пожалуй, и все, что я хотела сказать. Дети у всех разные. И жизненный опыт тоже. Ваш ребенок выберет свой путь взросления. Важно только не мешать.

Орфография и пунктуация автора сохранены.

Автор: Татьяна Рик, писатель, автор весёлых учебников по русскому языку, педагог, психолог.

Спасибо! Ждите от нас писем 📧
Упс, что-то пошло не так 😢
Читать больше новостей